Несколько лет назад охранник в тюрьме Гуантанамо спустил Коран в унитаз, после чего множество людей вышли на улицы с протестом.
На следующий день мне позвонил местный журналист. Он писал статью об этом случае и об оскорблении чувств верующих и задавал лидерам всех основных религий в Австралии один и тот же вопрос: «Что бы вы сделали, Аджан Брахм, если бы кто-то спустил в унитаз священную буддийскую книгу?»
Ни секунды не колеблясь, я ответил: «Сэр, если бы кто-то спустил священную буддийскую книгу в унитаз, первым делом я бы вызвал сантехника!»
Отсмеявшись, журналист признался, что это первый разумный ответ, который он получил.
Потом я объяснил, что другие могут взрывать статуи Будды, сжигать буддийские храмы или убивать буддийских монахов и монахинь, они могут вообще все уничтожить, но поступить так с буддизмом у них не получится. Вы можете спустить в унитаз священный текст, но я никогда не позволю вам поступить так же с прощением, спокойствием и состраданием.
Книга – это не религия. Статуя, здание или даже священнослужитель – не религия. Они – всего лишь «сосуд».
Чему учит нас эта книга? Что представляет эта статуя? Какие качества воплощает монах? Ответы на эти вопросы – «содержимое».
Если мы понимаем разницу между сосудом и содержимым, тогда содержимое сохранится, даже когда сосуд будет разрушен.
Можно напечатать новые книги, построить больше храмов и статуй и даже обучить еще больше монахов и монахинь, но когда мы утрачиваем любовь и уважение к себе и другим, замещая их насилием, тогда вся религия оказывается в унитазе.
© Аджан Брахм